Сергей Ряховский: Кому и зачем в России нужна реформация?

ryahovsk В самом деле, какое отношение к жизни наших современников имеют события почти пятисотлетней давности?

Тем не менее разговоры о том, что нужно сегодняшней России — очередная революция, реставрация или реформация, — звучат в последние годы все громче. И особое звучание эта тема обретает в преддверии грядущего двойного юбилея: в октябре 2017-го исполняется сто лет русской революции и пятьсот — со дня начала европейской Реформации. Мы снова стоим перед выбором пути. В каком направлении двинется наша страна на этот раз?

Реформация ставит вопрос не о власти, а о человеке. О человеке в самом предельном его состоянии — перед Божьим судом. Владимир Познер любит в конце беседы спрашивать своих собеседников: что вы скажете, когда предстанете перед Богом? Отцы европейской Реформации поднимали очень похожий вопрос. Существенная разница заключалась в том, что в их постановке этого вопроса человек оказывался перед Божьим судом не когда-то в неизвестном будущем, а здесь и сейчас: этот суд совершается каждый день, в ходе самых обыденных дел.

Настоящая встреча с Богом меняет человека навсегда. Невозможно пережить эту встречу лицом к Лицу и остаться прежним. Опыт всех святых, как прошлых, так и современных, опыт каждого, кто обрел Христа, свидетельствует об этом. Но для многих эта Встреча осталась единичным событием либо случается крайне редко в особом, сакральном пространстве богослужения.

Попробуем теперь представить, что такая Встреча случается ежедневно, является самой сердцевиной жизни, причем повседневной жизни, с ее проблемами, заботами, радостями и просто рутинным выполнением обязанностей. Это и есть суть Реформации. Тогда и обыденность преображается от прикосновения Иного. И последствия этого прикосновения остаются надолго. Ухоженность европейских городов и качество европейской жизни, которое так нравится нашим согражданам, — следы именно такого преображения. В то время как потеря нравственных ориентиров и правовое насилие над человеком и его природой — результат отказа от главного тезиса Реформации: человек предстоит Богу в каждый момент своей жизни. Попытка поставить на место Творца что-то еще, будь то общечеловеческие ценности или права человека, неизменно приводят к деградации и отдельного человека, и общества в целом.

Европейская Реформация началась как движение за обновление Церкви. Часто можно услышать, что «нам этого не нужно», что Русь Святая сохранила веру в ее изначальной подлинности. Странно и фальшиво звучат эти утверждения на фоне эпидемии пьянства и наркомании, огромного числа разводов, абортов и позорно громадного для христианской нации количества детей-сирот! Беспрецедентный разрыв между богатыми и бедными, показная роскошь нуворишей, за один вечер в ресторане спускающих годовую зарплату рабочего, коррупция как норма жизни — это ли признаки подлинной веры? Слова Лескова «Русь крещена, но не просвещена» — по-прежнему самое точное определение духовного состояния нации.

Лесков, говоря о просвещении, имеет в виду не получение среднего или высшего образования. Он говорит о свете Радостной Вести, который должен засиять в сердце человека, открывая путь к Богу. Не просвещена — значит, еще не знакома с преображающей силой Евангелия, знает лишь внешнюю, обрядовую сторону. Подобно послам князя Владимира в Софии Константинопольской, мы по-прежнему не можем прийти в себя, пораженные великолепием богослужения. И главное в христианстве, если вспомнить слова Евангелия, — «правосудие, милость и вера», — так и остаются вне поля нашего внимания.

Реформация — не разрыв с традицией. Реформация — это стремление вернуться к основам. Прорваться сквозь великолепие обряда, богатство традиции и косность привычки к Тому, Кто есть Основание и нашей веры, и самой Церкви — к Христу. И перед Его судом, который совершается каждый день, обнаружить подлинную ценность и нашей веры, и наших поступков, которые так часто противоречат тому, во что и в Кого мы верим.

Не нужно думать, что Реформация — явление исключительно религиозное. Подлинность веры возвращает человека не только к Богу. Пред Его Ликом открывается, кто мы есть на самом деле. Обратившись к Нему, человек одновременно поворачивается и к себе самому — настоящему. А потому Реформация — это и возвращение к человеку, восстановление подлинного человеческого достоинства. А как следствие — меняется мир. Преображение мира начинается с преображения человека.

Так нужна ли Реформация современной России?

Статья начальствующего епископа РОСХВЕ Сергея Ряховского в газете "Московский Комсомолец", посвященная отмечаемому 31 октября Дню Реформации.   Источник: mk.ru иЖивая Вера Медиа

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий